Владимир Галактионович Короленко




БИОГРАФИЯ:

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на Украине в семье судебного чиновника. Родители его высоко чтили и культивировали в детях понятие долга и чести. Отца неизменно сопровождала слава “судьи праведного”. Впоследствии Короленко сам столкнется с законом в роли подсудимого и поймет, что для соблюдения законности нужны большое мужество и стойкость. Студенческие годы Короленко приходились на начало 70-ых годов. Сначала он учился в Санкт-Петербургском Технологическом институте, затем поступил в Московскую Петровскую Сельскохозяйственную Академию. Призыв слиться с народом и распространять там социалистические идеи привлекал Короленко. Его аналитический ум, который идеально сочетался с его деятельным и импульсивным характером, побуждал его к неустанному поиску истины, и, как ему казалось, эта истина была в народе. Впервые Короленко сблизился с народом в годы своей первой ссылки в Волгородскую губернию, куда он попал за организацию и проведение нелегальных сходок в Петровской академии. Первая ссылка была недолгой. В результате хлопот многих друзей ему разрешили переселиться в Кронштадт, где проживала его семья, а вскоре он переехал в Петербург, где стал готовиться, так сказать, к хождению в народ, ради чего начал обучаться сапожному ремеслу. Но его идеи по просвещению крестьян в деревне не увенчались успехом, так как в 1879 году усилились репрессии и террор народников. Короленко вновь был арестован и отныне стал “бесповоротно подозрительным“. С ярлыком “политически неблагонадежен” Короленко отправили в город Глазов Вятской губернии. Во время ссылки Владимир Галактионович избавляется от наивного книжно-романтического представления о крестьянине, борющемся за свою жизнь каждый день, не останавливаясь. Он понимает, что крестьянину не нужно то, что мечтает ему предложить аристократическая интеллигенция. В то же время личность Короленко вызывает интерес у его соседей: они приходят к нему за советом, доверяют ему свои проблемы и просто любят его. В результате его высылают еще дальше на север Вятской губернии в Березовские починки (как он в последствии узнал — за попытку к бегству). Затем Короленко попадает в Сибирь за отказ присягнуть Александру III и близко сталкивается с якутами. Он убеждается, что их быт, их образ мыслей и нужды далеки от того, что ищут народники в крестьянских душах. Короленко считал терроризм явлением, противным человеческой природе. Один из его друзей, в то время, когда Короленко мучался, присягать или не присягать, подшучивал, что если бы он присягнул, он обязательно бы стал террористом. Но это противоречило ему самому, его природе, его ходу мыслей и совести. В то время, когда он ждал ареста после отказа присягнуть, ему представилась возможность побега, но он ею не воспользовался, как и раньше в Глазове. Однако верность себе у Короленко не переходила в исступление, строгое подчинение каким-то принципам и т. д. Как мне кажется, в своем рассказе “Чудная” (1880 год) он как бы представляет себя в роли той женщины, которую везут в ссылку. К чему привели её принципы? что они ей дали? Короленко пишет о ее убеждениях и ее принципиальности: “Сломать ее можно… ну а согнуть — сам, чай, видел: не гнутся такие”. За годы скитания по тюрьмам и ссылкам писатель встречал разных людей: убийцы и жертвы часто менялись ролями в зависимости от обстоятельств. Убийство и пролитие крови — темы, волновавшие многих писателей XIX века и рассматривавшиеся ими в разных аспектах. Короленко же думает о “стройном порядке в мире”, но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества была расплывчатой. Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в озлобленность — она расшатывает убеждения. Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель не до конца сформулирована, — вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти. Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре — человек, который не сломлен. Словами “Человек создан для счастья, как птица для полета“ в рассказе “Парадокс“ Владимир Галактионович высказывает мысль о том, что человек — часть огромного мира и в себе заключает его бесконечность. После разгрома революции 1905 года, повлекшего за собой массовые аресты и казни, Короленко всеми силами пытался поднять гражданский дух общества и дать массовый отпор убийствам и пыткам. Общественная деятельность Короленко отвлекала его от литературы, и в последние годы жизни он занялся большим трудом “История моего современника”, где, в общем, занимался анализированием своих духовных поисков. Короленко умер в 1921 году. На протяжении всей его жизни его несмолкающая натура требовала справедливости. Понятия “литература” и “борьба” для Короленко были едины, как понятия “человек” и “гражданин”. Они являли собой органическое и естественное воплощение его самого.




на главную


Hosted by uCoz