РЫЛЕЕВ, КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ |
БИОГРАФИЯ: РЫЛЕЕВ, КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ (1795–1826) – поэт; один из пяти казненных руководителей восстания декабристов на Сенатской площади. Родился 18 (29) сентября 1795 в c. Братово близ Петербурга в обедневшей мелкопоместной дворянской семе, учился в 1-й Петербургском кадетском корпусе. В юности обнаружил склонности к поэзии – сохранилась его шуточная поэма Кулакияда, написанная «на смерть» корпусного повара. В 1814–1815 участвовал в зарубежных военных походах русской армии – Швейцария, Франция (Париж). В 1818 вышел в отставку. Вступил (1821) в Вольное общество любителей российской словесности и масонскую ложу «Пламенеющей звезды». С 1824 служил правителем канцелярии в Российско-американской компании, где познакомился со М.М.Сперанским и графом Н.С.Мордвиновым, которому посвятил оду Гражданское мужество. К этому времени относится начало литературной деятельности – в периодических изданиях «Сын Отечества», «Невский Зритель», «Благонамеренный», «Соревнователь Просвещения» печатаются его стихотворения и небольшие статьи. Из стихотворений этого периода наиболее известно К временщику, гневно обличающее аракчеевские порядки. Знакомится с литературным миром Петербурга, дружит с А.Пушкиным, А.А.Бестужевым-Марлинским, Ф.В.Булгариным и др. Принимает участие в организации новых литературных изданий – в 1923 вместе с А.А.Бестужевым приступил к выпуску ежегодного альманаха «Полярная Звезда», просуществовавшего до 1825. Подготовленная в 1826 «Звездочка» – альманах меньшего объема – увидела свет только в 1870 в журнале «Русская старина». Написал цикл исторических песен Думы (1825), куда вошли Олег Вещий, Мстислав Удалый, Смерть Ермака, Иван Сусанин, Петр Великий в Острогожске, Державин и др. Обращаясь к прошлому, переосмысливает национальных героев России в духе собственных гражданских идеалов. Пушкин критиковал Думы Рылеева за надуманность сюжетов и тем. Центральное произведение Рылеева – поэма Войнаровский (1825) – получила высокую оценку Пушкина. Это исповедь главного героя, сподвижника Мазепы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I. Ради пропаганды декабристских идей Рылеев идеализирует Войнаровского и Мазепу (с такой концепцией позже спорил Пушкин в Полтаве), наделяет их чертами борцов за свободу, жертвующих всем ради ее идеалов. В образе Андрея Войнаровского передана общая направленность мыслей друзей-декабристов поэта, в судьбе героя угадываются их дальнейшие судьбы. В неоконченной поэме Наливайко Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 в. против шляхты. В его гражданской лирике также фигурирует немало образов «рыцарей свободы», противостоящих угнетателям: Гражданин, На смерть Чернова, На смерть Байрона, к А.А.Бестужеву и др. Сатирические песни, написанные совместно с А.А.Бестужевым, Царь наш, немец русский..., Ах, тошно мне и в родной стране... и др. пронизаны ненавистью к самодержавно-крепостническому строю и содержат прямые призывы к его свержению. Первые собрания сочинений Рылеева были изданы в России только в 1872 и 1893. 14 декабря 1825 Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина. В крепости продолжал писать стихи, накалывая их иголкой на кленовые листы, – они были переданы на волю Е.П.Оболенскому через сторожа. Верховный суд приговорил его вместе с П.И.Пестелем, П.Г.Каховским, С.И.Муравьевым-Апостолом, М.П.Бестужевым-Рюминым к четвертованию, которое было высочайше заменено повешением. Написанное за несколько минут до казни письмо Рылеева несколько лет ходило в списках среди его друзей. 13 (25) июля 1826 вместе с другими четырьмя осужденными был казнен в Петропавловской крепости. Для Рылеева литературное творчество было составной частью политического служения общественному благу. Он заявлял: «Я не поэт, я гражданин!» Развивал отечественную гражданскую лирику в духе дворянского революционного романтизма, цель которого – поднимать на борьбу, обличать тиранов, взывать к высшей правде и будить лучшие гражданские чувства. В этом видел предназначение своей поэзии и политической деятельности. на главную |